10.12.2020 |
10 декабря состоялось заседание Центризбиркома
В рамках избирательной кампании по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан, назначенных на 10 января 2020 года, состоялось заседание Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.
На заседании были рассмотрены следующие вопросы:
1. Об итогах выдвижения и регистрации партийных списков на очередных выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан;
2. Об избирательных бюллетенях для голосования за политические партии по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан;
3. О ходе рассмотрения обращений физических и юридических лиц, поступивших в Центральную избирательную комиссию на этапе регистрации партийных списков.
С докладом по первому вопросу повестки дня выступил заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Константин Петров.
Он сообщил, что в соответствии с Календарным планом основных мероприятий по подготовке и проведению очередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, выдвижение кандидатов началось 10 ноября 2020 года и завершилось в 18.00 часов местного времени 30 ноября т.г.
Центризбиркомом к участию в очередных выборах депутатов Мажилиса Парламента РК, были допущены 6 политических партий, зарегистрированных в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
В установленный период в ЦИК были представлены документы о выдвижении партийных списков кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 5-ти политических партий: Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл»; Партия «Nur Otan»; Политическая партия «ADAL»; Демократическая Партия Казахстана «Ак жол»; «Народная партия Казахстана».
Партиями представлен перечень необходимых документов, предусмотренных при выдвижении и необходимых для регистрации.
В соответствии с избирательным законодательством, к регистрации допускается только один список от одной политической партии с количеством включенных в него лиц, не превышающим установленного числа депутатских мандатов, распределяемых среди политических партий, на тридцать процентов. В партийном списке количество женщин и лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, должно составлять не менее тридцати процентов от общего числа включенных в него лиц. Данное требование обеспечено всеми партиями, которые представили документы о выдвижении партийных списков.
Центризбиркомом, совместно с уполномоченными государственными органами, осуществлена проверка кандидатов, включенных в партийный список для избрания депутатом Мажилиса и установлено соответствие кандидатов, включенных в партийные списки, требованиям Конституции и Конституционного закона «О выборах в РК».
Политические партии, выдвинувшие партийные списки, вносят из средств политических партий на счет Центризбиркома избирательный взнос в пятнадцатикратном размере установленной законодательством Республики Казахстан минимальной заработной платы за каждое лицо, включенное в партийный список. Избирательный взнос не уплачивается политическими партиями, получившими на предыдущих выборах депутатов Мажилиса Парламента 7% и более голосов избирателей от числа, принявших участие в голосовании. В соответствии с Конституционным законом, избирательный взнос внесен Народно-демократической патриотической партией «Ауыл» и Политической партией «ADAL».
Таким образом, Центральной избирательной комиссией зарегистрированы партийные списки пяти политических партий, всего 312 кандидатов: Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» из 19 человек; Партия «Nur Otan» из 126 человек; Политическая партия «ADAL» из 16 человек; Демократическая Партия Казахстана «Ак жол» из 38 человек; «Народная партия Казахстана» из 113 человек.
В партийные списки включены 90 женщин и 222 мужчины. В возрасте до 29 лет 19 человек. Самые молодые кандидаты 1995 года рождения, возрастные – 1950 года рождения. Средний возраст - 46,7 лет. В партийные списки включены 34 депутата Мажилиса Парламента VI созыва. Представлены 12 национальностей, в том числе 79,8 % казахи, 13,8 % русские, также есть в списках корейцы, белорусы, узбеки, уйгуры, украинцы, азербайджане, немцы, поляки, татары, чуваши.
Сведения о регистрации партийных списков направлены в уполномоченный государственный орган Республики Казахстан для проверки достоверности сведений о доходах и имуществе, задекларированных кандидатами, выдвинутыми политической партией, и их супругами. Достоверность сведений о доходах и имуществе, задекларированных кандидатом, выдвинутым политической партией, и его (ее) супругой (супругом), проверяется органами государственных доходов в течение пятнадцати дней со дня регистрации партийного списка.
На основании регистрации партийных списков открыты специальные временные счета избирательного фонда политической партии.
В рамках доклада К. Петров сообщил, что КЗ «О выборах в Республике Казахстан» предусмотрены основания, по которым отменяется решение о регистрации партийного списка или принимается решение об исключении лица, из партийного списка.
Так, Центральная избирательная комиссия может отменить решение о регистрации партийного списка в случаях: проведения политической партией, выдвинувшей партийный список, выдвинутыми ею кандидатами, ее доверенными лицами предвыборной агитации до окончания срока регистрации; выхода из партийного списка лиц, составляющих более пятидесяти процентов от всего партийного списка; установления судом факта распространения политической партией, выдвинувшей партийный список, или ее доверенными лицами ложных сведений, порочащих честь и достоинство кандидата, другой политической партии, выдвинувшей партийный список, или лица, включенного в партийный список, подрывающих его деловую репутацию; установления судом фактов подкупа политической партией, выдвинувшей партийный список, или ее доверенными лицами избирателей; в иных случаях, установленных настоящим Конституционным законом.
Кроме этого, ЦИК принимает решение об исключении лица, включенного в партийный список, из данного списка в случае: использования лицом, включенным в партийный список, должностного или служебного положения в своей предвыборной кампании; проведения лицом, включенным в партийный список, предвыборной агитации до окончания срока регистрации партийного списка; установления судом факта распространения лицом, включенным в партийный список, ложных сведений, порочащих честь и достоинство кандидата, политической партии, выдвинувшей партийный список, или другого лица, включенного в партийный список, подрывающих их репутацию; выявления недостоверности сведений о доходах и имуществе, задекларированных лицом, включенным в партийный список, и его (ее) супругой (супругом) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии коррупции; установления судом фактов подкупа избирателей лицом, включенным в партийный список, или его доверенными лицами; в иных случаях, установленных Конституционным законом.
Партийные списки были зарегистрированы до окончания этапа регистрации. При этом предвыборная агитация, начинается в установленный Конституционным законом срок, после 18 часов местного времени 10 декабря 2020 года.
С докладом по второму вопросу заседания выступила Секретарь Центризбиркома Сабила Мустафина.
Она сообщила, что в соответствии со статьей 12 КЗ «О выборах в РК» ЦИК устанавливает форму и текст бюллетеня для голосования по выборам депутатов Мажилиса Парламента, форму бюллетеней для голосования по выборам депутатов маслихатов. Центризбирком также устанавливает порядок их изготовления и степень защищенности; обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по выборам депутатов Парламента.
В соответствии с выборным законодательством, в избирательный бюллетень для голосования за политические партии, включаются наименования политических партий в порядке, определенном жеребьевкой.
В связи с этим на заседании ЦИК была проведена жеребьевка о включении наименований политических партий в избирательный бюллетень. Жеребьевка была проведена в соответствии с установленными Центризбиркомом правилами проведения жеребьевки.
В одинаковые по размеру и цвету конверты были вложены листы с порядковыми номерами, равными количеству зарегистрированных партий. В одном конверте находился только один лист с номером. Номер, находящийся в конверте является номером, под которым политическая партия будет включена в избирательный бюллетень. Конверты были запечатаны, перемешаны и разложены на столе, который находился в поле зрения всех присутствующих на заседании. Представители каждой политической партии по очереди брали со стола любой конверт, вскрывали, доставали лист с номером и оглашали его.
По итогам жеребьевки при проведении голосования на выборах в Мажилис Парламента по партийным спискам 10 января 2021 года наименования политических партий в избирательном бюллетене будут располагаться в следующем порядке:
1. Общественное объединение «Народная партия Казахстана».
2. Общественное объединение «Партия «Nur Otan».
3. Общественное объединение «Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл».
4. Общественное объединение «Демократическая Партия Казахстана «Ак жол».
5. Общественное объединение «Политическая партия «ADAL»
В рамках доклада С. Мустафина сообщила, что форма избирательного бюллетеня утверждена постановлением Центризбиркома РК от 23 августа 2018 года №11/192. Текст избирательного бюллетеня для голосования за политические партии по очередным выборам депутатов Мажилиса Парламента утверждается согласно результатам жеребьевки. Разработаны степени защищенности при изготовлении избирательных бюллетеней.
Избирательные бюллетени изготавливаются в количестве, равном числу избирателей в избирательном округе с резервом 1 процент от общего числа избирателей в избирательном округе.
Количество избирательных бюллетеней, подлежащих изготовлению и доставке на избирательные участки, включая резерв 1 процент от общего числа избирателей в Республике Казахстан по выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан составляет: 12 038 433 (двенадцать миллионов тридцать восемь тысяч четыреста тридцать три) штук.
В соответствии с выборным законодательством, избирательные бюллетени доставляются участковым избирательным комиссиям не ранее, чем за три дня и не позднее, чем за один день до выборов с резервом в 1 процент от общего числа избирателей на избирательном участке. Помещение, в котором находятся избирательные бюллетени, опечатывается и сдается под охрану органам внутренних дел.
По третьему вопросу заседания выступил член Центризбиркома Ерлан Дауылбаев.
Он сообщил, что подытоживая каждый этап электоральной кампании, Центральная избирательная комиссия всегда рассматривает итоги обращений физических и юридических лиц.
Так, с 26 ноября по 8 декабря текущего года в Центральную избирательную комиссию поступили 22 обращения, в том числе: 3 – от юридических лиц, 1 – от СМИ, 18 – от физических лиц.
По характеру поднимаемых вопросов обращения распределились следующим образом: 69% (15) – о разъяснении избирательного законодательства; 4,5% (1) – о предоставлении информации по вопросам организации избирательного процесса; 4,5% (1) – предложения по совершенствованию выборного законодательства и деятельности ЦИКа; 22% (5) – по иным вопросам.
Из 22 поступивших в указанный период обращений: на 3 обращения аппаратом ЦИК в установленные сроки даны исчерпывающие ответы заявителям; 4 перенаправлены в государственные органы в установленном законом порядке как не входящие в компетенцию Центризбиркома; 15 обращений находятся на рассмотрении. Неисполненных обращений нет.
По характеру 9 из 22 обращений, или 40% всех находящихся на рассмотрении обращений, касаются возможности регистрации в кандидаты депутатов Мажилиса и маслихатов в качестве самовыдвиженцев. 5 обращений, или каждое четвертое - это повторная просьба оказать содействие в предоставлении жилья, жалоба общественного фонда о нарушении имущественных прав по некачественному ремонту автомашины и необходимости привлечения к ответственности руководства диагностического центра. Такие обращения перенаправляются по существу вопроса в другие государственные органы. Одно обращение содержит предложение по совершенствованию выборного законодательства, в частности, выделение квоты в Мажилис Парламента РК для лиц с инвалидностью.
Вместе с тем, ряд обращений поступили от общественных организаций относительно вопросов реализации полномочий наблюдателей в связи с принятием постановления Центризбиркома №44/371 от 4 декабря текущего года.
В этой связи по данному вопросу подробно в содокладе доложил член ЦИК Серик Сыдыков.
Он сообщил, что принятие указанного постановления вызвано необходимостью обеспечения единообразного применения законодательства о выборах, которое вытекает из полномочий ЦИК, установленных Конституционным законом «О выборах в РК».
Анализ статистических данных показал полуторакратный рост активности субъектов национального наблюдения. Так, на выборах 2015 года принимали участие около 30 тысяч наблюдателей, а в 2019 году на президентских выборах число наблюдателей составило около 47 тысяч человек. Вместе с тем наблюдается при этом не всегда должный уровень правовой культуры участников процесса и отсутствие единообразия в вопросах их регистрации избирательными комиссиями.
Правовая неосведомленность отдельных участников избирательного процесса, отражающаяся на выборных процедурах, потребовала дополнительного разъяснения совокупности норм, касающихся прав и обязанностей участников избирательного процесса, на основе всего законодательства. Положения данного постановления очерчивают в правовом поле, действия всех участников избирательного процесса, в т.ч. и наблюдателей, и регистрирующих их членов избирательных комиссий.
Постановление ЦИК «О вопросах реализации полномочий отдельных категорий участников избирательного процесса по выборам депутатов Мажилиса и маслихатов РК, назначенным на 10 января 2021 года» является актом разъяснения законодательства, не относящимся к нормативным правовым актам.
Правоприменителем данного постановления являются территориальные, участковые избирательные комиссии, которые при осуществлении своих полномочий, учитывая их независимость, самостоятельно будут принимать решение о его применении в конкретных ситуациях. Также к числу правоприменителей этого постановления относятся и другие участники, присутствующие на избирательном участке в день выборов: как наблюдатели, так и доверенные лица. Каждый из них может проверить законность действий участковой избирательной комиссии по внесению данных в журнал учета. Каждый из них вправе ставить вопрос по обоснованности принимаемых участковой избирательной комиссией решений, поскольку в законе объем прав наблюдателей и доверенных лиц одинаков.
Вместе с тем направлять лиц для наблюдения за выборами НКО могут при условии, если это будет соответствовать их уставной цели относительно реализации и защиты политических прав и свобод граждан. Все НКО, в уставах которых содержится такая цель, могут использовать предоставленные им действующим законодательством полномочия по направлению своих наблюдателей на выборы.
Другие НКО, не преследовавшие такую цель при их создании, вправе внести изменения в свои уставы. Закон о госрегистрации предусматривает уведомительный порядок внесения изменений и дополнений в устав НКО. Органы юстиции вносят изменения в устав на основании электронного уведомления от НКО в течение трех рабочих дней с момента подачи уведомления.
В рамках доклада, Серик Сыдыков также проинформировал, что право на осуществление трансляции Конституционным законом не предусмотрено. Так как согласно Закона Республики Казахстан «О связи» фото-, аудио-, видеозапись не является категорией, аналогичной трансляции (выходу в прямой эфир).
Наблюдатели являются правомочными участниками избирательного процесса, соответственно их деятельность четко регулируется КЗ «О выборах в РК» и иным законодательством. Регулирование деятельности касается не только обязанностей, но и прав, в которое и входит отсутствие права вести видеотрансляцию с избирательного участка наблюдателем, осуществляющим свои функции
Вместе с тем Постановление не налагает запрета на осуществление фото-, аудио- и видеозаписи. А предупреждает, что осуществление фото- и видеозаписи должно производиться с учетом защиты тайны голосования и персональных данных избирателей.
Норма Закона «О средствах массовой информации», в частности пункт 1-1 статьи 14, в которой приведены случаи, когда не требуется согласия изображаемого лица распространяется только на представителей СМИ, которыми наблюдатели не являются.
Отснятые наблюдателями фото-, видео-, произведенные аудиозаписи должны использоваться по назначению, т.е. в качестве доказательства нарушений при рассмотрении соответствующими органами, уполномоченными давать специальную оценку действиям. Только для таких действий наблюдателя согласие при использовании изображения запечатленного лица не потребуется.
А если он намерен использовать в дальнейшем, т.е. распространять другим лицам, размещать, вывешивать, другими словами, обнародовать такие записи, тогда наблюдатель должен соблюдать требования ГК РК.
Таким образом, принимая данное постановление, Центризбирком руководствовался неукоснительным и точным соблюдением законов Республики Казахстан.
Подытоживая третий вопрос заседания, Председатель Центризбиркома Берик Имашев отметил, что участие субъектов наблюдения в выборах обеспечивает прозрачность и гласность избирательного процесса. Центризбирком приветствует рост гражданской активности в наблюдении. При этом, деятельность субъектов наблюдения должна осуществляться в рамках правового поля.
После заседания состоялся брифинг для средств массовой информации, на котором члены Центризбиркома ответили на вопросы СМИ.
Пресс-служба
Центральной избирательной комиссии
Республики Казахстан
tel. 75-21-03, 75-23-69
a.khusainova@election.gov.kz
v.zheksembekova@election.gov.kz
https://t.me/electionelection